Журнал

Чуйский тракт • Велотур по Горному Алтаю 3/3

Продолжение рассказа о велотуре по Горному Алтаю. Переходите по ссылке, чтобы вернуться к первой части или нажмите здесь, чтобы открыть вторую.

День 6

Заключительный заезд тура. Мы приближаемся к границе с Монголией.




Предполагалось, что маршрут будет примечательным из-за знаменитого «гейзерного озера». Оно круглое, насыщенного голубого цвета — но, по правде, это не гейзер, а песок и подземные источники. Озеро, конечно, красивое, но природа на маршруте затмила его.




Сначала из-за зеленых холмов появились высокие горы со снежными шапками, потом неожиданно «выросли» хвойные леса. Им на смену пришли цветные холмы, после которых начинается степь.




Было много разговоров по поводу дистанции. Изначально планировали проехать 85 км до поворота на турбазу, сделать петельку по степи и двигаться на ночевку.
Ребятам этого показалось мало. Они нашли кофейню в Кош-Агаче — городке почти у границы с Монголией. Получился такой спонтанный коферайд на 60 км по широкой степи. Молодая владелица кафе была очень удивлена группе велосипедистов в лайкре, но обрадовалась многочисленным заказам. Кофе и лимонады были особенно вкусными после жаркого дня на велосипеде. Исключительное завершение тура. Чуйский тракт покорен!




Правда, все еще нужно вернуться на турбазу, 30 км. Напоследок ребята устроили демонстрацию скорости, пролетев степной участок под спуск быстрее алтайских птиц.




Последний сюрприз этого дня преподнесли «Яндекс.Карты» — оказалось, что турбаза находится на три километра дальше, чем отмечена на карте. И вместо 2 км пришлось проехать 5 по жуткому гравию и песку. Ни один велосипед не пострадал, но это было волнительно. Успокоил душу горячий ужин и баня на берегу реки Чаганки.

День 7

От границы теперь нужно было вернуться к месту первой ночевки, недалеко от аэропорта.




До завтрака участники пошли к «Марсу» — местной достопримечательности, горному массиву инопланетного цвета. На полпути выяснилось, что «Марса» тут два, даже три, и нужен целый день на их изучение. В итоге ребята находили 13 км пешком, и их пришлось эвакуировать на машине в несколько заходов. Завтрак к тому моменту остыл, но все равно пришелся кстати.

У выезда на трассу ждал микроавтобус с велоприцепом —загрузились и поехали.




Дорога предстояла долгая, зато появилась отличная возможность рассмотреть пройденный маршрут еще раз, как на ускоренной перемотке. В автобусе было время подремать, обсудить прошедшие дни и перебрать фотографии. А на финише нас ждал горячий ужин и мягкие кровати.


Почему стоит проехать Чуйский тракт на велосипеде?


В конце хочется подвести итоги и ответить на вопрос, почему каждому велосипедисту стоит побывать на Чуйском тракте?


Природа
  • Горы. Кому-то может показаться, что высоты до 1 800 м — это не очень интересно, но в случае Алтая ценно разнообразие. В отчете рассказали, как заросшие лесом холмы переходят в серые скалы и обратно, как растут на горизонте снежные хребты. Это нужно увидеть самому, словами не передать.
  • Реки. Быстрые, шумные и разноцветные. Катунь, Чуя и множество мелких рек сопровождали нас весь тур. Ночевали на берегу и купались после жаркого дня. Рассматривали их с высоты и ходили по кромке. Реки будто нитями соединяют части нашего путешествия.
  • Степи. Они показались только в последние пару дней, но изменили картину до неузнаваемости. Алтайские степи меняют цвета по мере продвижения, блестят водоемами, изгибают дорогу и меняют высоту.
  • Животные. Мы каждый день встречали стада коров, овец и лошадей посреди дороги. В траве бегали суслики, в небе летали коршуны, в реках водилась рыба. На Алтае повсюду жизнь. Человек кажется гостем, который просто пришел пожить рядом.



Маршрут
  • Асфальт. Для шоссейного велосипеда, кажется, есть только один вариант — ехать по Чуйскому тракту. Его более чем достаточно для насыщенного путешествия, но это не единственный вариант. Есть еще Чемальский и Айский тракты с ровным асфальтом и ряд дорог поменьше.
  • Гревел. Для катания по пересеченной местности вариантов больше. Сеть грунтовых дорог и горных троп позволяет спланировать маршрут любой длины и сложности. Можно даже проехать по старому Чуйскому тракту — тому самому пути, по которому сотни лет назад ходили торговые караваны.
  • Рельеф. Чуйский тракт почти не бывает плоским. Два высоких перевала и бесконечные подъемы — испытание даже для самого сильного велосипедиста. Но важно помнить, что после каждого подъема будет быстрый спуск.
  • Инфраструктура. Кафе, рестораны и рынки не оставят вас голодными в пути. На многочисленных турбазах и в гостиницах всегда можно найти ночлег. Местные жители, конечно, удивляются велосипедистам, но встречают всегда тепло и приветливо



Культура
  • Памятники истории. На пути мы встретили древние монументы, петроглифы, погребальные курганы — свидетельства древней истории края. В то же время повсюду следы советского времени и современных преобразований. История этих мест сложная и не всегда радостная, но о ней хочется узнать побольше.
  • Традиции. Местные жители сохраняют свои традиции и быт по сей день. На турбазах строят аилы и монгольские юрты, где можно спать большой группой. Повсюду в оформлении используются традиционные узоры. Алтайский язык используется наравне с русским. Если отбросить туристическую мишуру, откроется несколько тысяч лет самобытной культуры.
  • Кухня. К сожалению, нам не удалось попробовать много традиционных блюд, только поели мясо марала— сушеное и в супе. Точно нужно вернуться и продолжить.



В этом туре каждый нашел для себя что-то свое. Кто-то осваивал высокие скорости и учился ездить в группе, кто-то не спеша фотографировал окрестности и нырял в реки, кто-то побеждал страхи и ставил рекорды.

Такое путешествие хочется разделить с единомышленниками, хочется поделиться красотой Алтая, поэтому мы скоро вернемся на Чуйский тракт – с 20 по 27 августа. Присоединяйтесь.

Фотографии: Андрей Авакян
2022-08-06 15:23 Чуйский Андрей Комов Статьи