Журнал

Чуйский тракт • Велотур по Горному Алтаю 2/3

Продолжение обзора нашего велотура по Горному Алтаю. Переходите по ссылке, чтобы вернуться к первой части.

День 3

Утро началось с сырников, кофе и подготовки к дождливому дню. Мы волновались, ведь нас ждал самый высокий подъем тура — Семинский перевал. И перед ним совсем не хотелось промокнуть.

На велосипеде по Чуйскому тракту • 2/3

На велосипеде по Чуйскому тракту • 2/3

На велосипеде по Чуйскому тракту • 2/3

Маршрут начался в окружении холмов, покрытых лесом. Многочисленные елочки сливались в единый ровный узор. Не покидало ощущение, что это кто-то живой, огромный и мохнатый спит на земле и в любой момент встанет.

Первый дождь не заставил себя ждать и обрушился через час после старта. Первая группа успела укрыться в магазине, но остальные ребята промокли до нитки. Благо, дождь быстро закончился, а боевой настрой согревал изнутри. В приподнятом настроении добрались до села Шебалино, где закупили продукты в дорогу.

На велосипеде по Чуйскому тракту • 2/3

На велосипеде по Чуйскому тракту • 2/3

На велосипеде по Чуйскому тракту • 2/3

К магазину подтянулись местные детишки на своих велосипедах и с интересом рассматривали карбоновые шоссейники и нас. Лайкра, шлемы и велотуфли редко встречаются в этих краях.

До начала подъема оставалось 20 км, и тут снова пошел дождь. Куратор тура Андрей на машине поехал проведать первую группу, но не встретил велосипедистов вплоть до подъема. Вера в невероятную мощь первой группы была сильна, но вряд ли они могли проехать 20 км за 30 минут с непрерывным набором. Пришлось разворачиваться и продолжать поиск. Группа нашлась на обратном пути, ребята спрятались в беседке у трассы. Оказалось, они не только быстро ездят, но еще и хорошо маскируются.

На велосипеде по Чуйскому тракту • 2/3

На велосипеде по Чуйскому тракту • 2/3

На велосипеде по Чуйскому тракту • 2/3

Остановились у подножия перевала в кафе попить чаю и немного перевести дух. К этому моменту уже проехали 60 км с набором 900, что само по себе непросто. Строгая буфетчица порекомендовала чай на местных травах, которые лечат все болезни и помогают от всех бед. Не повредит перед восхождением.

Подъем на Семинский перевал тянется 10 км с градиентом 6-8%. Путь осложнило яркое солнце, которое засияло в середине дня. Тяжело и жарко, но ребята уверенно ехали вперед и поднялись за впечатляющие 50 минут. Каждый участник чувствовал себя победителем на этой горе. Кто-то обновил личный рекорд, кто-то впервые покорил такой высокий подъем — этот день оказался важным для каждого.

На велосипеде по Чуйскому тракту • 2/3

На вершине перевала ждало ощущение триумфа. Еще обед в столовой и приличный кофе, которого так не хватало холодным утром. Согретые и отдохнувшие, ребята двинулись дальше по самой приятной части маршрута — 60 километров стремительного спуска.

С перевала открывается панорама на бескрайние холмы и лес, но рассмотреть их сложно, когда летишь вниз со средней скоростью 70-80 км/ч. Забавно выглядят знаки ограничения скорости. Не быстрее 40, но это же только для автомобилей. Велосипедисты свободны в своем спуске, тем более на пустой трассе.

На велосипеде по Чуйскому тракту • 2/3

Зеленые холмы стали переходить в сухие каменистые скалы, поля стали шире. Рядом с селами встречались стада овец и коров. Им все равно, что на пути автомобильная дорога — они хозяева этих мест. Вот так, маневрируя между животными, ребята добрались до финиша этого долгого дня.

На велосипеде по Чуйскому тракту • 2/3

На велосипеде по Чуйскому тракту • 2/3

Заселились в уютной гостинице, оформленной в немецком стиле. Во время ужина снова пошел дождь, который подарил яркую радугу над соседней горой. Природа не прекращает удивлять, а мы всего два дня в пути.

На велосипеде по Чуйскому тракту • 2/3

На велосипеде по Чуйскому тракту • 2/3

Закончили день в деревянной бане, парились до темноты. Такие простые радости, но ощущаются приятнее, чем в большом городе. Тело отдыхает после большого заезда, душа отдыхает от повседневной суеты. Здесь — среди гор и под звездами. Нужно увидеть небо Алтая в ясную ночь. Звезды повсюду.

День 4

После насыщенного прошлого дня требовался отдых. Встали попозже, не спеша позавтракали и выпили кофе на улице. Небо ясное, солнце яркое. Ожидался очень жаркий заезд.

На велосипеде по Чуйскому тракту • 2/3

На велосипеде по Чуйскому тракту • 2/3

На велосипеде по Чуйскому тракту • 2/3

Коллективно решили поехать по короткому треку, всего 57 км. Но не всё так просто, ведь через час после старта начался второй высокий перевал Чуйского тракта — Чике-Таман. Не такой длинный, как предыдущий, но крутой и извилистый: 37 поворотов, если быть точными.

Дорога прорезает скалы, создавая причудливые столбы и арки. За поворотами скрывается новый живописный вид. С каждым метром подъема земля по сторонам становится все ниже и дальше. Подниматься было тяжело и жарко, но цветные скалы и долины на горизонте отвлекали от нагрузки. Виды вокруг отвлекают мозг и, можно сказать, оправдывают тяготы.

На велосипеде по Чуйскому тракту • 2/3

На вершине ждал великолепный вид на широкую долину, а также холодный лимонад и пончики. И торжество от восхождения. Впереди только скоростной спуск и новые красоты.
Здесь же можно увидеть и даже прогуляться по старому Чуйскому тракту — тому самому торговому пути между Русью и азиатскими странами.

На велосипеде по Чуйскому тракту • 2/3

На велосипеде по Чуйскому тракту • 2/3

На велосипеде по Чуйскому тракту • 2/3

После перевала природа окончательно изменилась. Повсюду серые холмы и степные ландшафты. Скалы стоят стеной вдоль дороги, создавая фактурный фон для фотографий и необходимую тень. На контрасте выделялась голубая вода Катуни, она широко течет в этом месте и близко к дороге. Мы то и дело останавливались на смотровых точках, чтобы просто понаблюдать за рекой.

Финальный отрезок проходил через Каменные ворота — внушительных размеров скалу, в которой прорублена дорога. Гроза на горизонте усилила красоту нашего финиша.

На велосипеде по Чуйскому тракту • 2/3

На велосипеде по Чуйскому тракту • 2/3

Уже к трем часам дня заселились на уединенную турбазу на берегу реки, в просторные палатки с печкой и мягкими кроватями. Только вот свободное время в основном тратили на замену камер и ремонт переключателей. Долгая дорога начинает сказываться на велосипедах.

На велосипеде по Чуйскому тракту • 2/3

На велосипеде по Чуйскому тракту • 2/3

На велосипеде по Чуйскому тракту • 2/3

Каждый нашел себе занятие по душе. Кто-то пробежал 10 км по окрестностям, кто-то прокатился на скоростных роликах, кто-то посидел с ноутбуком у воды. Добавьте к этому макароны с сыром на обед и шашлык на ужин. Получился очень даже хороший день отдыха перед долгим заездом следующего дня.

На велосипеде по Чуйскому тракту • 2/3

На велосипеде по Чуйскому тракту • 2/3

На велосипеде по Чуйскому тракту • 2/3


День 5

На пятый день нас ждали 90 км пути и много остановок в интересных местах.

Все-таки велотуры Vélody организуются в первую очередь для отдыха и впечатлений. Нас ждали природные красоты, памятники истории и достижения инженеров недавнего прошлого. Еще ждали 30 градусов жары без намека на дождь, но мы уже привыкли. Благо в туре можно набрать воды из машины в любой момент.

На велосипеде по Чуйскому тракту • 2/3

На велосипеде по Чуйскому тракту • 2/3

Недалеко от старта заехали посмотреть на Ининский мост, построенный в 30-е годы. Подвесная конструкция напоминает современные мосты, например, Золотые ворота в Сан-Франциско.Только этот проект пришел в голову молодому инженеру С.А. Цаплину без участия заграничных коллег. Более 40 лет мост служил переправой, а сейчас стал памятником.

На велосипеде по Чуйскому тракту • 2/3

На велосипеде по Чуйскому тракту • 2/3

На велосипеде по Чуйскому тракту • 2/3

Через 12 км мы добрались до главной достопримечательности во всех путеводителях — слияния рек Чуи и Катуни. Серая вода вливается в голубую и долго не смешивается. Действительно, магическое зрелище. Мы привыкли к шуму Катуни за эти дни, но отсюда она поворачивает, передавая Чуе роль ведущей реки. В честь нее и назван Чуйский тракт.
Здесь встретили велопутешественника из Владивостока, который в одиночку изучает дорогу, едет от границы с Монголией к центру. Обменялись рукопожатиями и пожелали друг другу удачи.

На велосипеде по Чуйскому тракту • 2/3

На велосипеде по Чуйскому тракту • 2/3

На велосипеде по Чуйскому тракту • 2/3

Далее на нашем пути встретились петроглифы — удивительные рисунки на камнях, изображающие сцены охоты, бытовой жизни и духовного поклонения. Нам даже почудились космические ракеты, но подтвердить версию не удалось.

В паре километров остановились у другого примечательного объекта — Оленного камня. Около двух метров высотой, живописный обелиск с мужским лицом стоит посреди равнины, спокойный и задумчивый. И только маленькие суслики бегают в траве, не желая фотографироваться. Но от нас не скроешься.

На велосипеде по Чуйскому тракту • 2/3

На велосипеде по Чуйскому тракту • 2/3

На велосипеде по Чуйскому тракту • 2/3

Экскурсионная программа закончилась. Пообедали в кафе у скалы Белый Бом и выдвинулись на длинный отрезок маршрута, проходящий многочисленными изгибами вдоль скал. Местами с отвесным обрывом у края асфальта.

Эту красоту подпортил ремонт дороги, где уже успели снять старое покрытие, но новое не положили. Снова незапланированный гревел-тур. Зато после него был настоящий подарок — широкая долина, которую Чуйский тракт прорезает поперек.

На велосипеде по Чуйскому тракту • 2/3

Остановились у маленького водопада близ дороги, перекусили, посидели и поехали на финиш. Ночевка была запланирована на большой турбазе на берегу реки. Ребята сразу полезли купаться — уже второй раз за день. До этого на маршруте они несколько раз ныряли в Чую, чтобы остыть.

На велосипеде по Чуйскому тракту • 2/3

На велосипеде по Чуйскому тракту • 2/3

На велосипеде по Чуйскому тракту • 2/3

На территории турбазы работает хороший ресторан, он находится в традиционном алтайском жилище — аиле. Ужин, наоборот, не соответствовал традициям, но паста и пироги замечательно восстанавливают после долгого заезда. Как и пиво в беседке под шум реки.

На велосипеде по Чуйскому тракту • 2/3

Фотографии: Андрей Авакян
Ближайший тур по Горному Алтаю пройдет 20-27 августа. Подробнее на сайте.
Андрей Комов Чуйский Статьи