Продолжение обзора нашего велотура по Горному Алтаю. Переходите по ссылке, чтобы вернуться к первой части.
День 3
Утро началось с сырников, кофе и подготовки к дождливому дню. Мы волновались, ведь нас ждал самый высокий подъем тура — Семинский перевал. И перед ним совсем не хотелось промокнуть.Маршрут начался в окружении холмов, покрытых лесом. Многочисленные елочки сливались в единый ровный узор. Не покидало ощущение, что это кто-то живой, огромный и мохнатый спит на земле и в любой момент встанет.
Первый дождь не заставил себя ждать и обрушился через час после старта. Первая группа успела укрыться в магазине, но остальные ребята промокли до нитки. Благо, дождь быстро закончился, а боевой настрой согревал изнутри. В приподнятом настроении добрались до села Шебалино, где закупили продукты в дорогу.
К магазину подтянулись местные детишки на своих велосипедах и с интересом рассматривали карбоновые шоссейники и нас. Лайкра, шлемы и велотуфли редко встречаются в этих краях.
До начала подъема оставалось 20 км, и тут снова пошел дождь. Куратор тура Андрей на машине поехал проведать первую группу, но не встретил велосипедистов вплоть до подъема. Вера в невероятную мощь первой группы была сильна, но вряд ли они могли проехать 20 км за 30 минут с непрерывным набором. Пришлось разворачиваться и продолжать поиск. Группа нашлась на обратном пути, ребята спрятались в беседке у трассы. Оказалось, они не только быстро ездят, но еще и хорошо маскируются.
Остановились у подножия перевала в кафе попить чаю и немного перевести дух. К этому моменту уже проехали 60 км с набором 900, что само по себе непросто. Строгая буфетчица порекомендовала чай на местных травах, которые лечат все болезни и помогают от всех бед. Не повредит перед восхождением.
Подъем на Семинский перевал тянется 10 км с градиентом 6-8%. Путь осложнило яркое солнце, которое засияло в середине дня. Тяжело и жарко, но ребята уверенно ехали вперед и поднялись за впечатляющие 50 минут. Каждый участник чувствовал себя победителем на этой горе. Кто-то обновил личный рекорд, кто-то впервые покорил такой высокий подъем — этот день оказался важным для каждого.
На вершине перевала ждало ощущение триумфа. Еще обед в столовой и приличный кофе, которого так не хватало холодным утром. Согретые и отдохнувшие, ребята двинулись дальше по самой приятной части маршрута — 60 километров стремительного спуска.
С перевала открывается панорама на бескрайние холмы и лес, но рассмотреть их сложно, когда летишь вниз со средней скоростью 70-80 км/ч. Забавно выглядят знаки ограничения скорости. Не быстрее 40, но это же только для автомобилей. Велосипедисты свободны в своем спуске, тем более на пустой трассе.
Зеленые холмы стали переходить в сухие каменистые скалы, поля стали шире. Рядом с селами встречались стада овец и коров. Им все равно, что на пути автомобильная дорога — они хозяева этих мест. Вот так, маневрируя между животными, ребята добрались до финиша этого долгого дня.
Заселились в уютной гостинице, оформленной в немецком стиле. Во время ужина снова пошел дождь, который подарил яркую радугу над соседней горой. Природа не прекращает удивлять, а мы всего два дня в пути.
Закончили день в деревянной бане, парились до темноты. Такие простые радости, но ощущаются приятнее, чем в большом городе. Тело отдыхает после большого заезда, душа отдыхает от повседневной суеты. Здесь — среди гор и под звездами. Нужно увидеть небо Алтая в ясную ночь. Звезды повсюду.
День 4
После насыщенного прошлого дня требовался отдых. Встали попозже, не спеша позавтракали и выпили кофе на улице. Небо ясное, солнце яркое. Ожидался очень жаркий заезд.Коллективно решили поехать по короткому треку, всего 57 км. Но не всё так просто, ведь через час после старта начался второй высокий перевал Чуйского тракта — Чике-Таман. Не такой длинный, как предыдущий, но крутой и извилистый: 37 поворотов, если быть точными.
Дорога прорезает скалы, создавая причудливые столбы и арки. За поворотами скрывается новый живописный вид. С каждым метром подъема земля по сторонам становится все ниже и дальше. Подниматься было тяжело и жарко, но цветные скалы и долины на горизонте отвлекали от нагрузки. Виды вокруг отвлекают мозг и, можно сказать, оправдывают тяготы.
На вершине ждал великолепный вид на широкую долину, а также холодный лимонад и пончики. И торжество от восхождения. Впереди только скоростной спуск и новые красоты.
Здесь же можно увидеть и даже прогуляться по старому Чуйскому тракту — тому самому торговому пути между Русью и азиатскими странами.
После перевала природа окончательно изменилась. Повсюду серые холмы и степные ландшафты. Скалы стоят стеной вдоль дороги, создавая фактурный фон для фотографий и необходимую тень. На контрасте выделялась голубая вода Катуни, она широко течет в этом месте и близко к дороге. Мы то и дело останавливались на смотровых точках, чтобы просто понаблюдать за рекой.
Финальный отрезок проходил через Каменные ворота — внушительных размеров скалу, в которой прорублена дорога. Гроза на горизонте усилила красоту нашего финиша.
Уже к трем часам дня заселились на уединенную турбазу на берегу реки, в просторные палатки с печкой и мягкими кроватями. Только вот свободное время в основном тратили на замену камер и ремонт переключателей. Долгая дорога начинает сказываться на велосипедах.
Каждый нашел себе занятие по душе. Кто-то пробежал 10 км по окрестностям, кто-то прокатился на скоростных роликах, кто-то посидел с ноутбуком у воды. Добавьте к этому макароны с сыром на обед и шашлык на ужин. Получился очень даже хороший день отдыха перед долгим заездом следующего дня.
День 5
На пятый день нас ждали 90 км пути и много остановок в интересных местах.Все-таки велотуры Vélody организуются в первую очередь для отдыха и впечатлений. Нас ждали природные красоты, памятники истории и достижения инженеров недавнего прошлого. Еще ждали 30 градусов жары без намека на дождь, но мы уже привыкли. Благо в туре можно набрать воды из машины в любой момент.
Недалеко от старта заехали посмотреть на Ининский мост, построенный в 30-е годы. Подвесная конструкция напоминает современные мосты, например, Золотые ворота в Сан-Франциско.Только этот проект пришел в голову молодому инженеру С.А. Цаплину без участия заграничных коллег. Более 40 лет мост служил переправой, а сейчас стал памятником.
Через 12 км мы добрались до главной достопримечательности во всех путеводителях — слияния рек Чуи и Катуни. Серая вода вливается в голубую и долго не смешивается. Действительно, магическое зрелище. Мы привыкли к шуму Катуни за эти дни, но отсюда она поворачивает, передавая Чуе роль ведущей реки. В честь нее и назван Чуйский тракт.
Здесь встретили велопутешественника из Владивостока, который в одиночку изучает дорогу, едет от границы с Монголией к центру. Обменялись рукопожатиями и пожелали друг другу удачи.
Далее на нашем пути встретились петроглифы — удивительные рисунки на камнях, изображающие сцены охоты, бытовой жизни и духовного поклонения. Нам даже почудились космические ракеты, но подтвердить версию не удалось.
В паре километров остановились у другого примечательного объекта — Оленного камня. Около двух метров высотой, живописный обелиск с мужским лицом стоит посреди равнины, спокойный и задумчивый. И только маленькие суслики бегают в траве, не желая фотографироваться. Но от нас не скроешься.
Экскурсионная программа закончилась. Пообедали в кафе у скалы Белый Бом и выдвинулись на длинный отрезок маршрута, проходящий многочисленными изгибами вдоль скал. Местами с отвесным обрывом у края асфальта.
Эту красоту подпортил ремонт дороги, где уже успели снять старое покрытие, но новое не положили. Снова незапланированный гревел-тур. Зато после него был настоящий подарок — широкая долина, которую Чуйский тракт прорезает поперек.
Остановились у маленького водопада близ дороги, перекусили, посидели и поехали на финиш. Ночевка была запланирована на большой турбазе на берегу реки. Ребята сразу полезли купаться — уже второй раз за день. До этого на маршруте они несколько раз ныряли в Чую, чтобы остыть.
На территории турбазы работает хороший ресторан, он находится в традиционном алтайском жилище — аиле. Ужин, наоборот, не соответствовал традициям, но паста и пироги замечательно восстанавливают после долгого заезда. Как и пиво в беседке под шум реки.
Фотографии: Андрей Авакян
Ближайший тур по Горному Алтаю пройдет 20-27 августа. Подробнее на сайте.