В июне состоялся первый велотур Vélody на Алтае — на шоссейных велосипедах по Чуйскому тракту. Неделя отдыха, за которую мы видели, кажется, все виды гор: от зеленых холмиков до снежных пиков. Шумные реки сопровождали нас вдоль дороги и на ночевках. Каждый день дарил новые красоты и новые испытания, которые никак не укладываются в короткий очерк.
В этом отчете подробно описан каждый день пути. Мы хотим передать атмосферу путешествия, описать красоты Горного Алтая и знакомства с ним с точки зрения группы велосипедистов. Мы хотим зажечь в читателе огонек интереса к велосипедным путешествиям, который горит в нас самих и который сделал это тур возможным.
Почему выбрали Алтай
Горный Алтай регулярно всплывает в разговорах про внутренний туризм. Некий волшебный край с покрытыми лесом горами и чистыми реками. Культура, насыщенная мифами, и удаленность от цивилизации. Алтай кажется труднодоступным и суровым к неподготовленным путешественникам.
В реальности Алтай всего в 4 часах полета от Москвы. И на всем пути от аэропорта Горно-Алтайска на юг легко найти удобное жилье. Можно пройти пешком тысячи километров по горным тропам или с комфортом путешествовать на машине. Или на велосипеде. Лучше на велосипеде.
Через Горный Алтай проходит трасса Р-256, двухполосная извилистая дорога с ровным асфальтом — Чуйский тракт. Он входит в список самых красивых дорог мира National Geographic наряду с Вердонским ущельем во Франции и австралийским шоссе B100 вдоль Тихого океана.
Самая живописная часть тракта длиной около 450 км — как от Москвы до Тамбова. Но в отличие от средней полосы, за это расстояние окружающая природа меняется до неузнаваемости несколько раз. Покрытые лесом круглые холмы переходят в серо-желтые скалы и заснеженные горы. Широкие бурные реки меняют направление и цвет. Цветущие поля становятся сухой степью. И только большие хищные птицы непрерывно кружат в небе на всем пути.
Чуйский тракт можно проехать на машине за день, но на такой скорости увидишь природу только в общих чертах. В пешем походе увидишь все детали, правда, полный путь займет месяцы. Вот поэтому велосипед идеально подходит для знакомства с Алтаем — довольно быстрый, чтобы уложить путешествие в несколько дней, но при этом позволяет увидеть максимум. А Чуйский тракт со своим отличным асфальтом идеально подходит для велосипеда. Достаточно посмотреть результаты поиска в YouTube, чтобы понять, как популярен этот маршрут среди велосипедистов.
План велосипедного тура по Чуйскому тракту давно обсуждался в Vélody — а этим летом мы его реализовали. За 5 дней участники проехали из Горно-Алтайска до Кош-Агача у границы с Монголией, преодолели два перевала, впечатлились памятниками истории и природой. Узнали много нового о стране и о себе.
День 1
Первый день планировался спокойным — для акклиматизации, отдыха и сборов. Участники собирались на тихой турбазе на берегу реки Катуни.
Основная часть группы прилетела ночным рейсом и ощутила на себе 4-часовую разницу с Москвой. Несколько ребят прилетели на день раньше и к нашему приезду уже уехали изучать окрестные дороги. Утренняя группа тоже не медлила и после обеда отправилась на небольшой заезд. Один участник набрал 120 км в день, предназначенный для полного отдыха. Но разве велосипедист остановится, когда дорога зовет?
Ребята изучили дорогу на противоположном берегу Катуни — Айский тракт. Нашли живописные скалы и пару крутых подъемов, один из них грунтовый. Не ясно, что сподвигло ехать туда на скоростных шоссейниках, но зато было что обсудить после возвращения на базу.
Вся группа собралась только к ужину. После еды пошли гулять к скале Чертов палец. К общему удивлению, короткого пути до вершины не нашлось. Единственная тропа шла в обход хребта. Прогулка затягивалась, и уже начинало темнеть. Шли по тропе в траве с человека ростом, наблюдали скалы и пасущихся лошадей. Перепачкались в сырой земле, но это никак не испортило наш настрой на приключения.
Поднялись на хребет в свете закатного солнца. Катунь и соседние озера блестели, как зеркала, леса уходили за горизонт, а фонари вдоль трассы добавляли мистическое свечение. Наш путь определенно был не зря.
Спустились в поселок Ая уже в темноте. Как раз с грунтовой горки, куда ребята заезжали днем. Новоприбывшие участники так и не поняли, как ребятам ранее удалось подняться по отвесной земляной горке на шоссейнике.
У шумного кафе под звуки дискотеки 80-х поймали такси и отправились на турбазу спать и собираться в дорогу.
День 2
Тур Vélody по Чуйскому тракту официально начался. Правда, не по запланированному маршруту. После разведки днем ранее коллективно решили проехать через менее загруженный Айский тракт до курорта «Бирюзовая Катунь».
Участники разбились на две группы и держали их до конца путешествия. В этом туре первая группа была во всех смыслах спортивная — быстрая, скоординированная, с частыми сменами. Вторая не торопилась, останавливалась на фотографии и отдых, но все равно сильно не отставала от первой.
На курорте нас ждало первое испытание — подъем на смотровую площадку. Короткий, но крутой и извилистый, около 600 метров набора высоты за несколько километров. Между собой мы назвали это «дорогой к пасеке» из-за щита на финише, рекламирующего местный мед.
Один участник днем ранее не смог заехать в эту горку и очень переживал. У подножия долго обсуждал с остальными эту сложную дорогу, но магия команды тут сработала превосходно. Заряженный коллективной поддержкой, он выдвинулся вперед на большой передаче и успешно поднялся к пасеке под овации группы. Было видно, как у человека загорелся огонек уверенности в глазах, которых сопровождал его до конца пути. Он проехал почти весь тур в скоростной группе и преодолел остальные подъемы. Такие истории доказывают, как важно время от времени устраивать себе испытания и узнавать новое о своих возможностях.
На спуске поджидал алтайский ливень. Это когда из ниоткуда прилетает черная туча, за минуту выливает месячную норму осадков и улетает прочь. Хорошо, мы смогли укрыться под козырьком магазина и переждать стихию. Выпили кофе и нашли памятник Джону Леннону. Неожиданно. Сюрпризы Алтая не прекращаются, как и природные красоты.
Дорога вдоль скал и Катуни вывела к деревянному мосту на Чуйский тракт. Мост красивый, но не проезжаемый. Пришлось потренировать навыки ходьбы с велосипедом на плече — благо, не долго. После переправы мы выдвинулись на курорт Манжерок, куда зазывали билборды у дороги. Но локация принесла только разочарование.
Вместо курорта мы увидели огромную стройку с островком цивилизации — рынком и парой отелей у горнолыжной трассы. Здесь нас второй раз накрыла стихия, еще страшнее первого. Сильнейший дождь с градом заставил срочно искать укрытие. Так 12 человек с велосипедами спрятались в маленькую беседку — правда пришлось перелезть через калитку на замке.
Долго прятаться не пришлось — мы стремительно перебрались в соседний ресторан, где больше 40 минут ждали простой заказ, но хотя бы в тепле. Благо, к завершению обеда непогода прошла. Даже дороги успели высохнуть.
Остаток пути проехали в закатном солнце и наконец покинули самую загруженную часть Чуйского тракта. Финишировали в селе Камлак на турбазе внутри соснового бора.
В деревянных избушках, спроектированных по образам из русских сказок, расслабились после такого насыщенного дня. На территории живут козочки, кролики и даже енот, единственный любитель мяса среди местной фауны.
Поужинали в местном кафе, выпили кофе с домашними десертами и ушли спать пораньше. Нужно набраться сил перед самым длинным этапом тура.
Фотографии и видео: Андрей Авакян
Ближайший тур по Горному Алтаю пройдет 20-27 августа. Подробнее здесь.